Кирилловская Церковь

Andrew Kobylin
5 min readJun 13, 2017

--

Есть в Киеве такая церковь.

Кирилловская Церковь. Вид с востока.

Расскажу как я туда попал.

В целом у меня есть склонность заходить в церкви и разные исторические постройки. Что-то меня там манит и притягивает. Такие места, обычно, насыщенны историей и культурной ценностью.

Я часто проезжал мимо этой церкви и просто думал о том что же за церковь старинная на горе. Купола зеленые, без золота. Единственное что я знал о ней - это, что частично изнутри ее расписывал Михаил Врубель. А мне нравиться его творчество, такое гротескное, изысканное, загадочное и грустное. И по работаем его, видно что человек старался, а такое я в художестве больше всего ценю.

Имея свободный выходной я решил туда съездить и провести там для себя время. Ключевое слово — для себя. В принципе, мало кто разделяет мой интерес к церквям, поэтому я особо не беру с собой друзей.

Находиться она на холме, рядом с Психиатрической больницей имени Павлова.

Бюст И. Павлова на территории больницы

Территория там обширная и живописная. Больница находится внутри леса. Со всех сторон деревья и свежий воздух. Я прогулялся по ней вглубь. С виду интересно, но внутри бы я быть не хотел. Вспомнил как лежал в 9-м классе со сломанным носом в ОХМАТДЕТе. Палата была узкая с высокими потолками, толстыми стенами и холодом и влажностью. Задумался случайно, а чтобы бы было, если бы я попал туда? И стремновато от таких мыслей. Лучше не попадать.

Вспомнил, как в школе, учительница физики особо буйным и непослушным говорила: “Тебя ждут на Фрунзе 103!”. Хорошая была женщина, с радостью её вспоминаю.

Но вернемся к церкви.

Аксонометрический разрез Кирилловской церкви. Источник.

С наружи она оказалась весьма большой. Там не было много людей в округе. И я подумал, а не закрыта ли она часом. Но нет, была открыта.

Отыскав вход, я купил билет и пошел во внутрь. У входа я уже начал чувствовать запах свеч и ладана.

Первое, что меня встретило — это “Скрежет Зубов”.

И подумал: “До сих пор актуально”.

Скрежет зубов в психосоматике это — сдерживание злости, возмущения, гнева. В те времена, получается, такие же проблемы были.

Фотка с левого сайта. Так как фоткать внутри запрещается.

Далее я увидел следующую картину

“Отче Аврааме помилуй мя и пошли лаза(?) ряда омочить конец перста своего в воде и остудить язык мой”

Что привлекло моё внимание — это текст, шрифт и смысл. Я никогда не был силен в понимании этого церковнославянского или древнерусского. Но тут во мне пробудилось какое-то любопытство его разобрать. Я читал все тексты на стенах по несколько раз, некоторые не удавалось понять, я потом к ним возвращался и обнаруживал, что уже понимаю. И в какой-то момент, я уже мог относительно спокойно прочитать какуюто надпись на стене, все буквы стали понятны.

В этот момент я был рад, что не беру экскурсию, а даю себе возможность насладиться и изучить какой-то предмет.

Пророк Михей. “И станет и узрит и упасет паству свою крепостию”

Росписи на стенах очень интересные. Интересные в первую очередь тем, что есть такие, которым около 900 лет (церковь была построена в 12 веке).

И так как церковь реконструировали в 17 и 19 веках, то, я узрел три различных стиля росписи которые местами перетекают одна в другую. Как будто машина времени заклинила и стены церкви осталась в каком-то промежуточном состоянии между веками. Одни очень древние, а другие более новые.

Еще можно было подняться на второй этаж, откуда открывался необычный вид. Я там минут на 40 засел, разглядывая всё.

На картинке гораздо меньше деталей видно. Но хотябы для схематики покажу.

А, ну и собственно одна из работ Врубеля

Михаил Врубель. 19 век.

Необычно, да?

Есть и другие работы, но я их не хочу выкладывать, чтобы не сложилось ложного впечатления. В живую такие работы в разы интереснее разглядывать.

На этом всё.

Хотя нет, под вдохновением я сделал парочку своих зарисовок на божественные темы. Хотелось передать образ и впечатление которые я получил.

Да-да… дилетантство, но зато моё)

Хотя нет. Еще не всё.

На какие мысли навело меня это посещение и изучение церкви.

Вот представил себе 12 век. Люди склонны к войне, насилию. Или не склонны? Изучить бы этот вопрос. Но допустим, склонны.

И им нужно какое-то объяснение жизни, правил по которым работает мир.

Ведь допустим система правил, таких как: “чревоугодие — это грех” или “держать мысли в чистоте” или “не гневаться”. И что за их нарушение ты понесешь наказание, допустим потом, не в данный момент.

И церковь — как сборник передовых знаний о мире и нравственности направляет людей. Хотя каких передовых… уже давным давно были Сенека, Аристотель, Сократ, Архимед. А церковь давала упрощенную картинку.

Но допустим — это было лучше чем ничего, возможно в те времена доступа к Сенеке и Сократу на Руси не было, потому что он написан на греческом языке. И доступа к математическим трудам Ал-Хорезми тоже не было.

Так что возможно, что церковь давала оптимальный набор правил и знаний чтобы духовно развиваться в обществе и не перебить друг друга.

--

--